Турецкие проправительственные СМИ как «фабрика фейков»

фабрика_фейков_title

В последние годы, по мере укрепления авторитарного режима в стране, турецкие проправительственные медиа начинают все сильнее и сильнее отрываться от реальности, подменяя ее иллюзиями, необходимыми для «правильной подпитки» электората. Если еще буквально несколько лет назад проблема выражалась в растущем числе искаженных интерпретаций на страницах газет и экранах телевизоров, то теперь, когда медийное поле практически полностью зачищено от сколько-либо значимых оппозиционных изданий, проправительственные СМИ пошли дальше, добавив к искажению реальности ее подмену различными фейковыми новостями.

Сама по себе проблема фейковых новостей носит более глобальный характер и не является чем-то присущим исключительно современной Турции, однако на фоне падения образовательного уровня населения, «утечки мозгов» и репрессий, затронувших преимущественно образованных жителей страны, подобные новости находят в стране особенно благодатную почву. Не случайно, в этой связи, что согласно исследованию Reuters Institute for the Study of Journalism (Оксфордский университет) Турция занимает верхнюю строчку рейтинга распространенности новостей, не соответствующих действительности.

Уровень фейковости новостей в сегодняшних проправительственных СМИ Турции варьируется. Самым, пожалуй, мягким вариантом является манипуляция заголовками, которые вводят читателей в заблуждение. Например, в начале января 2019 года многие газеты опубликовали следующую новость:

Рис.1«Индонезия подписала соглашение о приобретении 17 вертолетов»

 

Прочитав заголовок можно подумать, что Индонезия подписала соответствующее соглашение с Турцией, тогда как действительности это не соответствует, что можно понять, ознакомившись с текстом новостного материала. Еще недавно проправительственные СМИ бомбардировали читателей сообщениями о том, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона выстроились в очередь для того, чтобы приобрести турецкий вертолет ATAK, но поскольку до реальной покупки дело так и не дошло, журналисты решили «исправить положение» посредством вводящего в заблуждение заголовка, а также добавив в текст пассаж о том, что «Министерство обороны Индонезии сообщило о своем интересе к вертолету Т 129 ATAK».

Типичный же для проправительственных турецких медиа уровень фейковости предполагает манипуляцию не только заголовком, но и сутью новостного материала, в результате чего сообщение в СМИ приобретает нужный для правящего в Турции режима окрас. Вот пример подобной новости, опубликованной отдельными изданиями, в т.ч. газетой Takvim:

Рис.2«Оценка Турции от главного экономиста Всемирного банка, которая огорчит глашатаев кризиса: “Рецессии нет! Произойдет улучшение”»

 

В новости, источником которой является сервильное и лживое ИА Anadolu, сообщается о том, что главный экономист Всемирного банка Франциска Онзорге заявила о том, что Турции не угрожает рецессия и что турецкая экономика с 2019 года продемонстрирует поэтапный рост. Стоит немного копнуть вглубь и выясняется, что госпожа Онзорге во время презентации доклада Всемирного банка на самом деле заявила о том, что несмотря на то, что многие страны ожидают рецессию, это не говорит о том, что она обязательно будет иметь место, а также высказала прогноз о том, что мировая экономика в 2019 году вырастет. Таким образом, журналисты ИА Anadolu просто-напросто распространили указанные оценки на Турцию, очевидно полагая, что сама Франциска Онзорге состряпанный ими опус читать не будет.

Некоторые сообщения подобного рода имеют тенденцию появляться в определенные временные промежутки. В качестве примера  можно привести новости об обнаружении в Турции гигантских запасов тех или иных полезных ископаемых, которые, как правило, появляются перед выборами в представительские органы страны.

Рис.3
Вверху: «Канадская компании объявила об обнаружении триллионных запасов газа…». Внизу: «В Бурсе обнаружены запасы мрамора, которых хватит на 900 лет».

 

Апофеозом фейковости, пожалуй, является медиа-продукция, тиражируемая под брендом Akit. Например, в эфире одной из передач на телеканале Akit TV недавно было сделано заявление о том, что власти США задержали Ф. Гюлена и собираются экстрадировать его в Турцию. Особую пикантность (вернее, горечь) этой быстро опровергнутой лжи придает тот факт, что и Akit TV, и входящая в ту же медиагруппу газета Yeni Akit позиционируют себя как «исламские СМИ».

Выполняя указания правящего режима, турецкие проправительственные СМИ совершенно не опасаются правовых последствий из-за публикации лживой или искаженной информации. Однако при попытке действовать в такой же манере в странах Запада им приходиться выбирать между желанием угодить Эрдогану, сочиняя байки о «внешних силах» и «предателях», и необходимостью платить огромные штрафы за отказ от публикации опровержений своим инсинуациям. Мы уже писали о том, что немецкоязычная версия ежедневной газеты Sabah была оштрафована на 250 тысяч евро немецким судом за навешивание ярлыка «террористов» на сторонников движения «Хизмет». Похожее решение принял недавно и суд в Нидерландах, который дополнительно оштрафовал газету Sabah на 25 тысяч евро за отказ опубликовать опровержение статьи, в которой местный депутат законодательного органа Роттердама Туран Языр, симпатизирующий идеям Ф. Гюлена, был назван террористом, мошенником и осведомителем полиции.

По материалам TR724

Top