Протесты в парке Гези и контроль Эрдогана над СМИ

red

Мы продолжаем публикацию доклада «Неудавшийся военный переворот в Турции и массовые чистки«. Предыдущая статья доклада Схема захвата власти Эрдоганом.

Находясь у руля власти, Эрдоган, шаг за шагом, начал добиваться контроля над турецкими СМИ. В 2004 г. газета Star, принадлежащая политическому сопернику Эрдогана Джему Узану, была конфискована турецким Агентством по страхованию вкладов и, в конце концов, перешла под контроль близкого к властным кругам бизнесмена Этхема Санджака. Аналогичным образом в 2007 г. были конфискованы газета Sabah и телеканал ATV, чьи акции затем были проданы холдингу Turkuvaz, которым тогда управлял зять Эрдогана Берат Албайрак. В 2009 г. огромный штраф по налоговым платежам (около 2,5 млн. долларов США) был наложен на медиа-группу Dogan, которая в результате этого оказалась в тяжелой финансовой ситуации и была вынуждена продать выпускаемую ей газету Milliyet близкому к Эрдогану бизнесмену. Тем временем, в 2011 г. Эрдоган решил начать разработку обещанной им новой конституции, а заодно и осуществить свою мечту о превращении Турции в президентскую республику. В 2012 г. ПСР предложила проект конституции, который отменял практики парламентских расследований и вотума доверия, но при этом наделял президента исполнительными полномочиями и правом на роспуск парламента. В 2013 г. Агентство по страхованию вкладов Турции конфисковало медиа-активы холдинга Çukurova Holding и продало их бизнесмену Этхему Санджаку, который публично признавался в любви к Эрдогану.

В собственность подконтрольной Санджаку Turkmedya Group перешли газеты Akşam и Güneş, оператор платного цифрового телевидения Digiturk и новостной канал SkyTurk 360. Show TV – еще один популярный телеканал, некогда принадлежавший Çukurova Holding, был продан Ciner Group после конфискации со стороны Агентства по страхованию вкладов.

Обретение контроля над СМИ – это важный шаг на пути превращения Эрдогана в авторитарного президента с исполнительными полномочиями, не ограниченного какими-либо сдержками и противовесами.

Контроль над СМИ нужен был Эрдогану для того, чтобы заглушить голоса оппозиции и растущую критику. Эрдоган ограничивает свободу слова и массовой информации, контролируя девять из каждых десяти СМИ по всей стране, в то время как правительство занимается регулированием и частичным блокированием функционирования сети Интернет и социальных сетей. Таким образом, Эрдоган не только подрывает демократию, но и ограничивает способность электората принимать самостоятельные и осознанные решения.

Эрдоган воспользовался протестами в парке Гези для того, чтобы расширить свой контроль над СМИ. Летом 2013 г. начались массовые протесты против планов ликвидации парка Гези и строительства на его месте торгового центра. В ответ на жесткую реакцию правительства, народные волнения вылились в протесты уже против самого Эрдогана. Митинги протеста обнажили всю глубину недовольства городских средних классов политикой Эрдогана, а правительственная реакция лишь подлила масла в огонь и нанесла ущерб международной репутации Эрдогана. После протестов в парке Гези, которые были подавлены полицией с применением чрезмерной силы, Эрдоган расширил свой контроль над независимыми СМИ и свободой слова, заявив, что волнения были организованы зарубежными силами, международными СМИ, послом США в Турции и «процентным лобби» для того, чтобы ослабить Турцию. Проправительственные газеты и телеканалы, такие как NTV, активно помогали правительству в нагнетании конспирологической истерии. Лояльная властям газета Yeni Şafak писала, что за заговором стояли американские аналитические центры, Американо-израильский комитет по общественным связям и еврейское лобби.

Во время протестов в парке Гези Эрдоган вывел свои многолетние практики по ограничению свободы слова и массовой информации в Турции на новый уровень.

ПСР бесцеремонно притесняла СМИ и журналистов, многие из которых были уволены или вынуждены были сменить место работы в добровольно-принудительном порядке. Точное количество уволенных журналистов трудно оценить, но по состоянию на 26 июля 2013 г. по меньшей мере 59 журналистов потеряли работу из-за того, что критиковали правительство во время протестов в парке Гези. Увольнения продолжились и после того, как протесты сошли на нет, и продолжались вплоть до осени. Медиа-группы, такие как Dogan, были настолько запуганы, что не отважились высказать свое мнение. Например, во время массовых протестов 1 июня 2013 г., телеканал CNN Turk, входящий в указанную медиа-группу, показывал документальный фильм про пингвинов. При этом прогюленовские СМИ сообщали о жестокости полицейских по отношению к демонстрантам и критиковали ограничение свободы слова, в результате чего Эрдоган обвинил их в плетении интриг против правительства.

Помимо СМИ, мишенями для нападок после протестов в парке Гези стали предприниматели и структуры гражданского общества. Пока полиция использовала против мирных демонстрантов слезоточивый газ, отель Divan, расположенный рядом с парком Гези и входящий в Koç Holding, позволил убегающим демонстрантам укрыться в своем холле и получить медицинскую помощь. Это привело Эрдогана в ярость. Он подверг бизнес-империю семейства Коч нападкам и обвинил владельцев отеля в укрывательстве террористов и преступников. Через несколько дней Министерство финансов провело масштабные обыски в офисах энергетических компаний холдинга, а в сентябре все это переросло в охоту на ведьм. Дошло до того, что Эрдоган обвинил Koç Holding в поддержке «постмодернистского» переворота 28 февраля 1997 г. Чтобы представить себя в качестве главного защитника консервативных суннитов от внешних сил, стремящихся разрушить Турцию, Эрдоган использовал схожую обвинительную риторику и в отношении ряда сект в стране. Так, помимо «процентного лобби» и евреев, в организации протестов были обвинены алевиты, работающие в интересах Сирии и Ирана, а также левые, нападающие на женщин в мусульманских платках. В обоих случаях ему удалось привлечь общественное мнение на свою сторону посредством использования СМИ и теорий заговора, и он смог запугать гражданское общество через дальнейшую поляризацию Турции.

Читайте доклад по ссылке и покажите его всем интересующимся.

Top