2.2.5.B Политическое вмешательство в политику медиа-компаний

Параграф из доклада «Верховенство закона и уважение к правам человека в Турции: ситуация после декабря 2013 года«. Предыдущий параграф — «2.2.5.A. Давление на медиа-компании«.


3 января 2014 началась волна увольнений, вызванная коррупционным скандалом декабря 2013. Были уволены главный редактор государственного турецкого радио и телевидения (TRT), главный редактор новостной службы TRT новости и его заместители. 22 января 2014 года, сразу после коррупционного правительственного скандала, было уволено 800 журналистов государственного телевизионного канала ТРТ. В результате этого процесса и замены всех руководящих сотрудников на сторонников ПСР, телеканал стал практически собственным каналом правящей партии, критики обвиняли правительство в том. что оно узурпировало государственный телеканал и все время вещания телеканала в ходе предвыборной кампании на муниципальные выборы и президентских выборов канал работал на одну партию, не предоставляя эфирного времени остальным оппозиционным партиям, тогда как по конституции равенство эфирного времени для предвыборной агитации всем партиям является обязательным. Проправительственный телеканал NTV в начале 2014 года уволил 20 журналистов, 30 журналистов уволены из провластной газеты Vatan. Согласно исследованию, проведенному агентством Bianet, в 2014 году журналистов газет, аналитиков и колумнистов были уволены или вынуждены покинуть свои рабочие места в Турции

Председатель совета правления холдинга Koza Ipek, Акын Ипек, который известен своей открытой симпатией и поддержкой движения Хизмет, заявил в одном из интервью на своем ТВ-канале, что некие советники правительства прислали ему списки с именами журналистов, работающих в его медиа-группе, которых ему ультимативно рекомендовали уволить из-за их оппозиционного освещения предвыборной кампании президента, а люди из правительственных кругов звонили ему несколько раз, требуя убрать ту или иную колонку оппозиционного журналиста в его газете. Шеф бюро провластной газеты Sabah в Риме, Ясемин Ташкын была уволена со своей должности после публикации интервью ее мужа с опальным Фетхуллахом Гюленом, сделанного ее мужем для другой, итальянской газеты. Мурат Аксой, обозреватель газеты проправительственной газеты Yeni Şafak, был уволен после появления и выступления в одной из телевизионных программ, где0020призывал к уважению верховенства закона в расследовании коррупционного скандала 25 декабря 2013 года. В декабре 2013 года, известный обозреватель газеты Sabah, Назлы Ылыджак была уволена на следующий день после ее критической статьи, обвинявшей правительство в попытках скрыть и прекратить расследование по делу о коррупции власти от декабря 2013 года.

В конце апреля 2015 года незадолго до всеобщих парламентских выборов глава Бюро по преступлениям против конституционного строя, направил письмо генеральному директору турецкой спутниковой телевизионной сети TÜRKSAT с просьбой “предотвратить доступ на трансляцию государственным спутником” каналов и программ журналистов, связанных с движением Hizmet на том основании, что СМИ это инструмент поляризации в обществе, разжигания ненависти и открытой вражды, и распространения террористической пропаганды.” По данным Комитета по защите журналистов, в их распоряжении оказалось более 20 записей телефонных переговоров президента Эрдогана и собственников или топ-менеджеров крупных компания, состоявшихся в 2014 году. Выяснилось, что политисполком правящей ПСР и лично г-н Эрдоган осуществляли прямое вмешательство в редакционные решения, например, г-н Эрдоган распорядился устранить бегущую строку на экранах или упрекнул собственника газеты Milliyet за статью по курдскому вопросу, потребовав наказать нарушителя журналиста. В результате, некоторые из самых уважаемых журналистов в Турции были уволены. На 10 июля 2014 на старте его президентской кампании г-н Эрдоган призвал население в ходе своего митинга, бойкотировать газету Zaman. Господин Эрдоган выступал с аналогичными призывами и во время предвыборной кампании в муниципальные органы власти в марте 2014.

Кроме того, турецкие суды и СМИ регуляторы издали несколько отчетов запрет освещения в прессе ряда вопросов, представляющих общественный интерес, объясняя запреты государственной тайной и вопросами безопасности страны. Так под запрет освещения и какого-либо обсуждения в прессе попала тема поставки в феврале 2014 года оружия сирийской оппозиции, которую осуществляла Национальная Разведывательная Организация (MIT). Канал поставок оружия был вскрыл в ходе полицейского рейда. В марте 2014 года был введен запрет на перепечатку, обсуждение и оценку в прессе аудиозаписи заседания Совета национальной безопасности в МИДе, аудиопрослушка которой интернете и попала в руки журналистов. В июне 2014 Анкарский суд наложил запрет на репортажи и обсуждение похищения 49 турецких граждан из турецкого консульства в Мосуле, в Северном Ираке. Кроме того, в ноябре 2014 беспрецедентный отчетный запрет был издан в отношении парламентского расследования коррупционных схем и деятельности четырех экс-министров, чьи имена и схемы были разоблачены в ходе полицейской операции в декабре 2013.

Читать следующий параграф «2.2.5.C Финансовое давление на медиа-компании, аффилированные с движением Hizmet«.

Top