2.2.5.D. Несоразмерные и произвольные штрафы

Параграф из доклада «Верховенство закона и уважение к правам человека в Турции: ситуация после декабря 2013 года«. Предыдущий параграф — «2.2.5.С. Финансовое давление на медиа-компании, аффилированные с движением Hizmet«.


Высший Государственный Совет по Радио и Телевидению Турции (RTÜK) обладает широкими полномочиями по регулированию деятельности всех работников радио и телевидения в стране, в том числе распределяет частоты, выдает и ведет мониторинг всех СМИ. Хотя предназначение этого органа – обеспечении независимого мониторинга, он активно участвует в администрировании, выработке политики и надзора над вещательным сектором. Совет состоит из девяти членов, которые избираются по партийным квотам, и поэтому вплоть до всеобщих выборов июня 2015 ПСР имела значительное большинство в составе Совета. В RTÜK неоднократно резко критиковался в стране журналистами и ТВ каналами за превращение в орган цензуры, а не независимого наблюдателя.

СМИ, аффинированные с движением Hizmet подвергались непропорционально большому числу крупных штрафов за содержание критики в редакционной политике каналов и газет, вот лишь несколько примеров:

— В июле 2014 RTÜK наложил штраф в размере 73,000 тур.лир на канал STV и штраф за в размере 12,300 штраф ТВ каналу Samanyolu за джинглы, использовавшиеся между выпусками новостей и программами в период освещения трагедии на угольной шахте в городе Сома, мотивируя штрафы пояснением, что музыкальные джинглы не могут быть использованы сразу после программ, вещающих о трагических событиях, а могут использоваться джинглы только со звуками природы.

— В сентябре 2014 года RTÜK оштрафовал канал STV и канал Samanyolu за СТВ на 1% от суммы совокупного дохода каналов от рекламы за один месяц за репортаж о беременной жене полицейского, которая умерла, пока тот находился под арестом в июле 2014 в рамках процесса над полицейскими, участвовавшими в разоблачении и аресте участников коррупционной правительственной схемы декабря 2014. RTÜK оштрафовал два телеканала за то, что счел эти репортажи нарушением неприкосновенности частной жизни граждан.

— В феврале 2015 RTÜK оштрафовал медиа-группу Samanyolu на 1 млн.тур.лир за его освещение полицейского рейда на газету Zaman и трансляцию в прямом эфире арестов журналистов 14 декабря 2014. В RTÜK настаивало на правомерности такого штрафа, ибо, как утверждал RTÜK в его адрес поступили тысячи обращений граждан, якобы недовольным этими репортажами, которые давали однобокое освещение событий, не давали людям сформировать свое мнение, кроме того, толпа сторонников, которая под влиянием этих трансляций собиралась и окружала здание газеты во время арестов, мешала общественному порядку. С декабря 2013 года, RTÜK наложил 145 административных штрафов на сумму 4 млн. тур. лир в отношении медиа-группы Samanyolu, которая владеет несколькими телеканалами, включая канал Samanyolu TV и Samanyolu Haber.

— Эта тактика используется и в отношении других СМИ, в той или форме критикующих действия правительства. В июне 2013 года в ходе протестов на Таксиме в парке Гези, RTÜK созвала экстренное заседание и назначило штраф в размере 11,000 тур.лир и строгое предупреждение Ulusal TV, Halk TV, EM TV и Cem TV за “разжигание насилия” в ходе трансляции событий в парке Гези. Владельцем всех 4-х телеканалов, которые выступали против действий правительства в ходе разгона демонстрантов, является один человек. В ноябре 2013 года прокуроры потребовали тюремного заключения на срок до 13-ти лет для в отношении директора телеканала Ulusal ТВ по обвинению в “публичном подстрекательстве к совершению правонарушений” путем трансляции протестов Гези парка. RTÜK оштрафовал также и телеканал Samanyolu TV на 75,000 тур.лир за то, что в ходе новостных прямых эфиров с Таксима на экраны попали курящие люди и были слышны нецензурные высказывания демонстрантов.

Эсат Чиплак, член RTÜK, избранны по квоте от партии националистического движения (ПНД), сказал в интервью в октябре 2014 года, что до декабря 2013 года, пока не разразился коррупционный скандал и СМИ не начали обсуждать и расследовать этот скандал на своих каналах и страницах, RTÜK считала медиа-группу Samanyolu образцовой, отмечая многие года безупречного соблюдение принципов RTÜK, но с декабря 2014 года медиа-группа стала получать огромные штрафы и многочисленные предупреждения. Господин Чиплак утверждает, что RTÜK был использован в ходе событий на Таксиме как рычаг воздействия государства на СМИ, и в отношении второго оппозиционного канала Halk TV, принадлежащего республиканской народной партии (РНП). Согласно анализу штрафов, выписанных RTÜK, который провел Rethink Institute, пять каналов, которые получили наиболее штрафы в 2014 всем известны, это самые активные критики политики правящей партии, причем, что примечательно, в 2013 году ни одно из них не получила ни одного штрафа от RTÜK.

Действия RTUK регулируются законом о СМИ, который предписывает в соответствии со статьей 10, что ограничительные и штрафные меры должны быть предписаны законом и быть соразмерными цели наказания. Статья 8 Закона о СМИ состоит преимущественно из запретов, касающихся запрета на “обнародование сведений, унижающих человеческое достоинство и соблюдение принципа конфиденциальности информации”, запрета на обнародование сведения, нарушающих основы существования и независимости Турецкой Республика, или содержат оскорбительные, унизительные и порочащие сведения в отношении физических лиц или организаций или для организаций, которые не могут быть объектами критики. Более того, закон о СМИ никак не защищает права общества на защиту своих интересов и право получения информации. Учитывая тот факт, что события на Таксиме или трагедия и спасение горняков на шахте в города Сома или событий во время полицейского рейда в газету Zaman имеют повышенный интерес общества, и общество имеет право знать правду об этих событиях, объяснить и оправдать такие штрафы в отношении только 2-х телекомпаний, оппозиционных, очень трудно.

Читать следующий параграф «2.2.6.A. Прямое вмешательство в свободу прессы«.

Top