2.2.5.A. Давление на медиа-компании

Параграф из доклада «Верховенство закона и уважение к правам человека в Турции: ситуация после декабря 2013 года«. Предыдущий параграф — «2.2.4. Злоупотребление законом о борьбе с терроризмом и организованной преступностью, положениями Уголовного кодекса Турции«.

Владение средствами массовой информации

Наряду с запугиванием и арестами журналистов правительство Турции использует еще один, мощный рычаг воздействия на СМИ, экономический. Практически всех крупные коммерческие телевизионные каналы и газеты принадлежат крупным холдингам, обладающими, помимо СМИ, большим объемом немедийных активов в строительстве, горнодобывающей промышленности, финансах и энергетике. Независимость редакционной политики СМИ от интересов владельцев холдингов, которым они принадлежат, часто ставится под сомнение турецкими и международными наблюдателями.

В Турции с ее государственно-ориентированной экономикой, где правительство контролирует выделение миллиардов долларов на приватизацию активов, жилищные контракты, на государственные закупки, существует пул аффинированных с правительством компаний, в том числе обладающие медиа-актвиами, которые, таким образом, находятся под полным контролем и давлением властей. Власти же могут в любой момент потребовать подавить критику их действий в том или ином аффинированном СМИ и уволить критически настроенных журналистов. Например, «Doğuş Holding», который владеет каналами NTV и Star TV, выиграл правительственный тендер на 702 млн $(США) на строительство и управление колоссальным гостинично-развлекательным и торговым центром, а также портом Galataport в исторической районе Стамбула — Каракей. В ноябре 2014 «İhlas Holding”, которому принадлежит информационное агентство Ihlas, а также ТВ канал TGRT, заключил с правительством сделку на $1,86 млрд. долларов(США) на перепланировку Стамбульского района Газиосманпаша. Тогдашний заместитель премьер-министра Бюлент Арынч объявил в июне 2014 года, что государство потратило на рекламу в СМИ и на телевидении 13,288,000 тур.лир за 4 месяца 2014 года, и реклама эта была распределена исключительно на проправительственные газеты и ТВ каналы

Кроме того, многие СМИ и так перешли под косвенный контроль государства после банковского кризиса 2001. Государственный «Сберегательный и страховой Фонд (TMSF) – структура, которая реструктурирует задолженность убыточных компаний перед банками и финансовыми институтами, подвергался суровой критике за то, как он управляет медиа-активами, пользуясь тайной сделок TMSF скупает медиа-активы у задолжавших компаний и передает медиа-компаний в руководство сторонникам правящей ПСР. Например, это был механизм, с помощью которого медиа-группа Sabah-ATV и газета Akşam были проданы проправительственной бизнес-группе в 2007 году. Газета Milliyet была продана проправительственной бизнес-группе, ее прежний владелец Doğan Media Group’s из-за введенных против них правительством налоговых санкций не имел другой возможности расплатиться с долгами, как продать медиа-группу в 2009 году. После продажи медиа-группы, новые провластные хозяева, Milliyet незамедлительно уволили ряд ключевых фигур, колумнистов и аналитиков, обозревателей, в частности Хасана Джемаля и Джана Дюндара. В 2013 году Çukurova Holding была вынуждена продать газету Akşam, чтобы расплатиться с долгами перед TMSF. Холдинг имел значительную задолженность и тогда в мае 2013 года газета была продана Этхему Санджаку, соратнику г-н Эрдогана. Но еще до того, как г-н Санджак купил газету Akşam, TMSF назначил в новое руководство их числа партийцев ПСР, которые полностью заменили ряд тяжеловесов газеты, были уволены несколько редакторов, что вызвало всплеск увольнений журналистов, которые критически относились к правительству.Согласно отчету Аслы Тунч, эксперта по вопросам собственности на средства массовой информации и руководителя Media School в Bilgi University в Стамбуле, две трети СМИ сейчас имеют либо институционально внедренных проправительственных редакторов и журналистов, либо же полностью и беспрекословно подчинены ПСРОппозиционные критики также ставят под сомнение процесс аудита TMSF, предполагая, что компании, которые занимают антиправительственную позицию проходят через гораздо более жесткую и агрессивную проверку, нежели те СМИ, которые поддерживают правительство. Так аудит TMSF в 2009 году насчитал $2,5 млрд (долларов) штрафов на неуплаченные налоги с Doğan Media Group , тем самым вынудив владельцев продать им одну из ведущих в стране газет Milliyet , пишет турецкая газета Hurriyet, дабы потом передать руководство газетой людям, приближенным к правящей ПСР.

(Надо отметить, что с момента написания доклада произошли и другие событий, например вооруженный захват группы Ипек и отключение 13 каналов группы Саманйолу от вещания.)

Читать следующий параграф «2.2.5.B Политическое вмешательство в политику медиа-компаний«.

Top